Сайт super-code.ru наполняется бесплатными книгами. Ольшевский Андрей Георгиевич консультирует по Скайп da.irk.ru © Ольшевская Анна Андреевна Человек и общество (по пьесе "Гроза" Островского А.Н.) Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу? Что такое общество? Что такое человек? Для точного ответа на вопросы найдем определения данных слов в словаре: а) общество - это круг людей, объединенных общностью происхождения, положения, интересов; б) человек - это личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств. Человек не может жить вне общества, он всегда выступает как представитель отдельных слоев общества. К тому же, общество оказывает влияние на формирование личности, причем это влияние взаимно - человек так же может оказывать влияние на общество. Но для оказания благоприятного влияния на общество у человека должны быть строгие моральные убеждения и способность ни разу не оступиться. Рассмотрим пьесу А. Н. Островского "Гроза", написанную в 1959 году за 3 месяца в темпе написания менее 1 страницы в день. В данном произведении остро поднимается тема конфликта между личностью и обществом. В пьесе общество - "Темное царство", а человек, в данном случае Катерина - "Луч света в темном царстве" по словам Добролюбова А.Н. в заголовке статьи, посвященной пьесе "Гроза". В пьесе молодой семьей Кабановых верховодит богатая купчиха вдова Марфа Кабанова. Мать не устраивает то, что ее сын Тихон Кабанов любит свою жену Катерину, обделяя ее своим вниманием. Кабаниха по словам механика-самоучки Кулигина "...домашних заела совсем", ее не беспокоит, что она своего сына превратила в тряпку и лишила счастливой семейной жизни. В такой не благоприятной семейной обстановке Катерина влюбляется в племянника Дикого Бориса, но не допускает возможность преступить нормы общественной морали. Варвара, вынужденная с детства обманывать свою мать Кабанову, постепенно склоняет Катерину нарушить общественные устои и устраивает ночные встречи Катерины с Борисом. Катерина вместо того, чтобы убежать из дома изменяет мужу... "Все сердце изорвалось, - Катерина в присутствии Марфы Кабановой признается мужу Тихону Кабанову. - Грешна я перед богом и перед вами! ... В первую же ночь я ушла из дому... И все-то десять ночей я гуляла..." После этого жизнь Катерины в семье Кабановых превратилась в сплошной кромешный ад. Дикой отправил Бориса служить подальше, но Катерина нашла его перед отъездом и попросила: "Возьми меня с собой отсюда!" Борис, чувствуя, что Катерина задумала что-то не ладное, не проявил мужской характер, но показал слабость душевную отказал ей, рыдая: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду..." Богобоязненная Катерина решила "...что домой, что в могилу - все равно..." бросается в Волгу со словами: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Луч света не смог пробить черные тучи, отразился от них и погиб в темных водах Волги. Когда все общество содержит мало светлого, у лучей света не хватает сил пробиться к солнечному бескрайнему свету. Когда весело и беззаботно жившую в прошлом женщину окружают тряпки, а не настоящие мужчины, не далеко до страшного финала. Краткая характеристика литературы второй половины 19-го века Литература второй половины 19-го века – целостный, сложный этап развития культуры человечества, в котором участвовали поэт-публицист Н.А. Некрасов, великие лирики Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, драматург А.Н. Островский, критики-радикалы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев, скала Л.Н. Толстой, мастер рассказов Н.С. Лесков и сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, психолог А.П. Чехов, прозаики В.М. Гаршин и В.А. Слепцов. Литература – это не только писатели и книги. Сюда входят и журналы, газеты, издательства, кружки и даже государственная цензура. В эпоху Великих реформ начала 1860-х годов существенно выросло число людей образованных, составляющих национальную интеллектуальную элиту. Изменилось отношение к культуре и просвещению беднеющего, теряющего былое политическое значение дворянства. Появились новые классы и сословия, развилась торговля. Территория страны и ее население стали больше. 06.09.17 Журналистика и литературная критика второй половины 19-го века Вторая половина 19-го века была эпохой Великих реформ, направленных на решение социальных проблем с "крестьянским вопросом" во главе. Не спокойная жизнь русского общества отразилась и на творческих результатах журналистов и литературных критиков, неизбежно втянутых в политическую борьбу. Не все журналисты и литературные критики принимали идею революционного переворота, но большинство принимало участие в деле наступления скорейших социальных перемен. В журналистике и литературной критике потеснили дворян демократы-разночинцы с критиком Белинским и публицистом Герценом впереди. Русское общество расслоилось, в нем особенно выделялись крупные направления журналистики и литературной критики, оппозиционные действующему правительству, именуемые славянофилами и западниками. Славянофилы защищали концепцию самобытности русского народа и собственного пути развития России, заключавшегося в объединении интеллигенции с простым народом. Славянофилы считали невозможным в России просвещения и демократии западного образца. Взгляды славянофилов отражал "толстый" литературный журнал "Москвитянин" и типичные представители А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, В.И. Даль, А.Н. Островский другие. Закрытый в 1956 году мало читаемый и покупаемый "Московитянин" органически продолжился в более либеральных славянофильских журналах братьев Достоевских "Время" (4302 подписчика в 1863 году) и, затем, "Эпоха". Либерально настроенные литераторы и литературные критики в 1856 году основали журнал "Русский вестник", редактором которого стал публицист и литературный критик М.Н. Катков. Западники защищали целесообразность европейских экономического развития, просвещения и демократии для России. Взгляды западников представлял "толстый" литературный журнал "Отечественные записки" и типичные представители В.Г. Белинский, А.И. Герцен, другие. Вокруг журнала "Современник" (7000 подписчиков), возглавленного поэтом-публицистом Н.А. Некрасовым и критиком В.Г. Белинским сплотились все демократические силы, в том числе критики-радикалы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский Александр II личным распоряжением закрыл журнал "Современник" в 1866 году как идейный центр и трибуну революционно-демократического направления России. 28.09.17
© 2017 Ольшевский Андрей Георгиевич e-mail: da.irk.ru@mail.ru |